Вход

Логин

Пароль

Сохранить данные         

Забыли пароль?             Регистрация



Почет и признание 2006: Кулешов Валентин Николаевич

Вашему вниманию предлагается интервью с Валентином Николаевичем Кулешовым. Профессор В.Н. Кулешов - известный в стране и за рубежом специалист в области радиоэлектроники. Им опубликовано более ста семидесяти научных работ. В 1986 году за работы в области теории систем фазовой синхронизации ему в составе авторского коллектива была присуждена Государственная премия СССР. В мае 1996 года за вклад в работы в области космической радиоэлектроники он был награжден Медалью Ордена «За заслуги перед Отечеством 2-ой степени».

В.Н. Кулешов с 1994 года является членом IEEE и регулярно выступает с научными докладами на международных конференциях и симпозиумах. За этот период им было сделано более двадцати докладов. С 1995 года Валентин Николаевич является действительным членом Международной Академии наук Высшей школы.


- Валентин Николаевич, что вспоминается из школьных лет?
Да много чего. Учился я в школе №67 киевского района Москвы. Преподавал математику нам Василий Иванович Морозкин - блестящий учитель, легендарная личность. Его же учеником был и известный впоследствии академик Владимир Игоревич Арнольд. Так что первоначально я хотел поступать на Механико-математический факультет МГУ. Но один из моих друзей был заядлым радиолюбителем. Он то и втянул меня во все эти дела где-то в районе восьмого класса. Потом мы решили, что будем поступать в МЭИ на Радиотехнический факультет (РТФ). Приехали, посмотрели - понравилось, подали документы. Но кто-то из членов приемной комиссии стал нас пугать жутким конкурсом, дескать, на РТФ поступить невозможно. Друг мой немножечко дрогнул и передал документы на другой факультет. А я поступил на Радиотехнический.


- Как проходила учеба в МЭИ?
Учеба в МЭИ была достаточно напряженной. Стоит отметить, когда мы заканчивали первый курс, три наших выдающихся преподавателя и ученых - академик Владимир Александрович Котельников, профессоры Сергей Иванович Ефтянов и Григорий Тимофеевич Марков, решили создать специальность «радиофизика и электроника». До этого была только «радиотехника». А новая специальность создавалась для будущей смены научно-педагогического состава, и, по-видимому, научных работников Института радиотехники и электроники. В конце учебного года отобрали пятьдесят лучших студентов со всего факультета. Профессор Марк Иосифович Вишек задавал вопросы по математике, профессор Валентин Александрович Фабрикант - по физике, академик В.А. Котельников и профессор С.И. Ефтянов - по радиотехнике (на кругозор). А дальше мы в ошеломленном состоянии разошлись на каникулы. И где-то в августе узнали, что из пятидесяти человек на второй курс в новую группу «радиофизика и электроника» зачислено всего двадцать пять.

Конечно, очень повезло с учителями. Достаточно сказать, что математику читал профессор Алексей Федорович Леонтьев. Руководил учебно-исследовательской работой опять же по математике - М.И. Вишек. До сих пор помню тему: «Матричные методы решения дифференциальных уравнений». В.А. Котельников преподавал основы радиотехники - три семестра приезжал на лекции, будучи уже директором Института радиотехники и электроники. Физике учил один из выдающихся наших ученых в этой области - Леонид Михайлович Биберман. Лекции по автоматике давал профессор, академик Яков Залманович Цыпкин. Теорию колебаний читал С.И Ефтянов. Была лаборатория квантовой физики, делали работы на научно-исследовательских стендах. То есть учебный процесс в МЭИ уже тогда был поставлен на высоком уровне.


- Валентин Николаевич, расскажите о своей деятельности в МЭИ.
Институт я окончил в 1960 году и начал работу в должности ассистента кафедры Радиопередающих устройств МЭИ. В 1962 году поступил в аспирантуру МЭИ. В 1966 году защитил кандидатскую диссертацию. В период никсоновской оттепели, в 1969-1970 учебном году проходил научную стажировку в Массачусетском технологическом институте в США. В 1971 году мне было присвоено ученое звание доцент. В 1988 году защитил докторскую диссертацию. На следующий год я стал профессором. С 1987 по 1993 год работал деканом Радиотехнического факультета нашего института. С 1992 по 2002 год был заведующим кафедрой Формирования колебаний и сигналов (прежнее название - кафедра Радиопередающих устройств). В настоящее время - профессор этой кафедры. Таким образом, без ложной скромности могу сказать, что я занимаюсь научно-педагогической работой уже более сорока лет.


- С чего началась Ваша научная работа?
Где-то на четвертом курсе профессор С.И. Ефтянов предложил начать у него научно-исследовательскую работу. Поставил задачу - исследовать флуктуации в автогенераторе. Дал 5 статей, которые надо прочесть: три на русском, и по одной на английском и французском. Причем Сергей Иванович не спрашивал, знаю ли я иностранные языки. Раз есть материал, то его нужно прочесть и разобраться. В конце концов, я справился с поставленной задачей. И у нас совместно с С.И. Ефтяновым вышли две научных статьи. Одна - в 1958 году (мне тогда был всего двадцать один год, учился на пятом курсе) в центральном научном журнале «Научные доклады Высшей школы. Радиотехника и электроника». Вторая - позже, в «Радиотехнике и электронике» Академии наук. А дальше был диплом.


- Какими темами Вы занимаетесь сейчас?
Одним из факторов, который очень сильно мешает повышать точность и другие характеристики космических систем, оказались те самые флуктуации в автогенераторе. Так что, я возвратился к исследованиям, начатым мною еще с подачи С.И. Ефтянова, но уже на более высоком уровне. И вот этими задачами, их приложением, и вообще генераторной техникой, то есть всем, что обеспечивает возможности высокоточных измерений, высокоскоростной передачи информации, системной синхронизации, занимаюсь и по сей день. Недавно мы сдали работу по малошумящим кварцевым генераторам. Задание выполнили на мировом уровне, а кое в чем и превзошли его. Сейчас начинаем работу по еще одной группе генераторов, которые будут обеспечивать импортозамещение. Наши разработки используются в космической области, в связи, в оптико-волоконной и локационной технике. То есть, фактически во всех областях, где может применяться радиоэлектроника.


- Помимо преподавания и научной работы, чем Вы еще увлекаетесь?
Я люблю спорт. Достаточно серьезно занимался спортивной гимнастикой. Дошел до второго разряда, потом была травма… После окончания института ушел из спортивной гимнастикой - у меня был слишком большой рост и вес для данного вида спорта. Как раз в это время, по инициативе Анатолия Аркадьевича Харлампиева, в институте открылась секция САМБО для преподавателей. Пришло человек двенадцать, в том числе и я, - начались тренировки. Где-то года через четыре я получил первый разряд по САМБО. Следует отметить, что А.А. Харлампиев, основатель системы САМБО, был для меня одним из наиболее важных воспитателей. Я всегда уважал его мнение. Анатолий Аркадьевич был уникальным человеком, я бы сказал, он умел воспитывать мужчин. Он очень помог мне в моем развитии. В период, когда А.А. Харлампиев руководил секцией САМБО в МЭИ, наша сборная на соревнованиях, как правило, была первой, редко второй. Мы конкурировали со специализированными физкультурными ВУЗами, и достаточно успешно. Тренировался до сорока двух лет, дошел до уровня кандидата в мастера спорта. Но я не был рекордсменом, скорее так, средненький КМС. Для примера, Юра Заболотский, мастер спорта, стал чемпионом Москвы в сорок три года.


- Почему Вы выбрали именно САМБО?
Потому что это игра, соревнование - и не только мышц, но и мозгов. Выступал я последний раз в 1969 году. Когда в тридцать два года выходишь на ковер против человека, которому только двадцать два (и, может быть, он поздоровее тебя) - вот тут-то надо подумать, как выиграть.

Хочу добавить, еще несколько слов про А.А. Харлампиева. Он воспитывал в нас порядочность, четкость в решениях, оказывал положительное влияние на формирование характера.


- А в жизни приемы САМБО Вам приходилось применять?
Не хочу на этом подробно останавливаться, но было, по крайней мере, три таких ситуации, когда полученные навыки и знания меня серьезно выручили…


- Валентин Николаевич, какие качества Вы воспитываете в студентах?
Прежде всего, трудолюбие. Ведь надо не просто так сидеть штаны протирать, а надо - стараться самостоятельно решать поставленную задачу. У меня даже принцип есть такой: даю человеку первое задание и жду, пока он сам разберется. Если через какое-то время студент, аспирант задает мне серьезные вопросы, по существу решаемой проблемы, значит, он разобрался в теме. Такой подход, как мне кажется, развивает творческий, самостоятельный поиск.

Еще одно важное качество, которое должно присутствовать у студентов и аспирантов, - умение предвидеть, предложить пути дальнейшей работы. То есть самому планировать свою учебную и научную деятельность на несколько шагов вперед. Вы, наверное, знаете эту байку, когда Резерфорд (или кто-то другой из великих) взял в обучение аспиранта. Дал ему первое задание. Прошло какое-то время. Молодой человек все выполнил и спросил, что делать дальше. На что Резерфорд ответил: «Вы свободны. Если, решив эту задачку, Вы не знаете, что делать дальше, то к исследовательской работе Вы не годитесь». Ну, это, конечно, идеал, на это сейчас надеяться не приходиться. Поэтому, если задача решена и результаты получены - осмыслить их поможем.


- Какие чувства Вы испытали, когда Вам присудили премию Клуба выпускников «Почет и признание»?
Прежде всего, я был сильно удивлен и обрадован! Удивлен вот почему. Вы знаете, как в старых традициях присуждали всякие премии? Кто-то сам подавал заявку, дескать ему нужно присудить такое-то звание, такую-то премию… То есть, обычно, ничто с неба, с потолка не падало. Даже Нобелевская премия грешит неким лоббизмом. Документы подаются по несколько раз, делаются «нужные» звонки, идет серьезная борьба. Уже потом, на церемонии вручения лауреаты изображают такую вот наивность. Что касается премии «Почет и признание», то никто ни о чем меня не спрашивал. Мне неизвестно, каков механизм выбора претендентов и лауреатов. И очень хорошо, правильно, что премия Клуба выпускников избавлена от этих закулисных игр и интриг! Ну, а получать премии всегда приятно. Радостно, когда о тебе помнят и ценят твой труд.


- Ваши напутствия нынешним студентам? Может быть, какие-то пожелания?
Мне трудно говорить какие-то напутственные слова. Могу лишь поделиться вот какими впечатлениями. Я читаю лекции в осеннем семестре на третьем курсе. В аудитории сидит порядка ста пятидесяти человек. И студенты действительно заинтересованы в излагаемом мной материале. Они учувствуют в обсуждении каких-то вопросов, дают свои прогнозы. То есть народ откликается, есть обратная связь. Но, проходит 2 года. В весеннем семестре читаю «волоконно-оптические системы связи» пятому курсу. Вижу очень много знакомых лиц. К сожалению, студенты оказываются гораздо пассивнее. Процент незаинтересованных несомненно к пятому курсу сильно возрастает. Нет, я не жалуюсь на посещаемость. Они ходят, молча сидят с мутными глазами, им ничего не надо… То есть, цель посещения лекций - не узнать что-то новое, а просто сдать экзамен. Чувствуется, что они заняты еще чем-то другим - работают. И тратят на эту работу все свои силы и время, а учебе уделяется внимание - по остаточному принципу. Конечно, это очень огорчает… Поэтому, я желаю студентам не потерять интерес к учебе, к специальности. Наоборот, этот интерес надо в себе постоянно разжигать!

Еще беспокоит ситуация, сложившаяся сейчас с преподавательским составом. Люди, которые ведут инженерную подготовку студентов, - почти все моего возраста. Можно сказать, что шестьдесят - семьдесят лет - это средний возраст преподавателей на кафедре. Будучи заведующим кафедрой, я всегда следил, чтобы было два-три человека одного возраста, два-три - на десять лет старше. Но в девяностые годы очень многие, тридцати - сорокапятилетние были вынуждены уйти на сторону, зарабатывать деньги. Конечно, в настоящее время, молодые люди стали оставаться работать в институте. Но разрыв поколений - сорок лет. Не знаю, успеем ли мы подготовить еще одну волну преподавателей и научных работников…

[ наверх ]
Copyright © 2018 РОО "Клуб выпускников МЭИ (ТУ)". Все права защищены.
Интерактивная карта посещений Auditoriya.Ru

Адрес: Москва, ул.Красноказарменная, д.17, А-222 телефон/факс: +7(495) 362-7601; e-mail:

Яндекс цитирования Rambler's Top100
Клуб Выпускников База Выпускников Работа и Карьера Фотогалерея Музей МЭИ Союз Cтуденческих Cтрядов Форум Главная Новости Интернет-МЭИ Поиск Гостевая книга Карта сайта Auditoriya.Ru