Вход

Логин

Пароль

Сохранить данные         

Забыли пароль?             Регистрация



Почет и признание 2006: Генин Леонид Григорьевич

Леонид Григорьевич Генин – известный специалист в области теплофизики как в нашей стране, так и за рубежом, талантливый педагог и неисправимый фанат своей специальности. Когда несколько лет назад я проходила практику на кафедре ИТФ под руководством Леонида Григорьевича, то была уверена, что теплофизика была его увлечением еще до поступления в институт. Но оказалось, это было не так…

- Расскажите немного о своей биографии.
В МЭИ я поступил в 47-ом, учился на отлично, получил красный диплом, но вдруг все стали смотреть мимо меня. Оказывается, что в связи с моими плохими анкетными данными (мои родители были репрессированы) путь в аспирантуру мне был заказан. Однако, после смерти Сталина мой институтский руководитель, Борис Сергеевич Петухов, пригласил меня к себе в аспирантуру. В 57-ом я поступил в аспирантуру, в 63-ем защитил кандидатскую диссертацию, в 79 – докторскую.

- Почему Вы выбрали именно МЭИ?
Это опять связано с биографией. Многие сейчас говорят, как хорошо было при коммунизме, при социализме. Все зависит от того, по какую сторону колючей проволоки ты был: то ли ты охранял заключенных, то ли как-то был с ними связан. Я окончил 10-ый класс с золотой медалью. Это меня в какой-то степени спасло. Подавал документы и писал экзамены в МФТИ, получил отличные отметки, но меня не приняли. Об этом я узнал только 3-го сентября, когда приемные экзамены во всех вузах были закончены и уже начались занятия. Когда я поступал в МФТИ, было сказано, что те, кто хорошо сдадут экзамены, но не будут приняты, смогут пойти в любой другой институт. Сначала я поехал в МГТУ им. Баумана, там мне предложили что-то связанное с подъемными кранами, но мне это показалось не очень интересным. По совету одного знакомого поехал в МЭИ. Конечно, мечтал поступить на радиотехнический факультет, но мне предложили только ТЭФ. Думал, что перейду потом на РТФ, но проучился один семестр, сжился. Уже здесь и в футбол, и в волейбол играл (смеется) за ТЭФ. Конечно, я и сейчас такой философской позиции придерживаюсь: если человек каким-либо делом занимается с интересом, увлеченно, то он и станет специалистом, и специальность понравится.

- Скажите, каким должен быть преподаватель? Чему он должен научить студента?
Если говорить о технических дисциплинах, то конечно преподаватель должен быть из числа таких выпускников и аспирантов, которые по окончанию института хорошо владеют и физикой, и математикой. Так как если ты сам плохо знаешь физику и математику, ты можешь формально хорошо прочитать лекции, но на достаточно глубокие вопросы студентам ответить трудно. Поэтому, работая с пятикурсниками, люблю задавать им разные простые вопросы, например: «Чему равен интеграл от tg (х)?» Это первое. Второе: по-моему, человек может научить только тому, что сам умеет. Если я на Фортране умею программировать, я могу и студентов научить этому. Сейчас почти все студенты освоили MathCad. И поэтому, чтобы успешно работать со своими студентами, я тоже должен научиться работать в MathCad.

- Научились?
Конечно.

- Насколько мне известно, Вы ведете бесплатный физико-математический кружок для школьников. Скажите, сильно отличается студент от абитуриента?
Да, я веду кружок для школьников 10 и 11 классов. Этот кружок бесплатный, хотя если кафедра брала бы за это деньги, то, может быть, они ходили бы более регулярно. По моим наблюдениям подготовка абитуриентов с каждым годом становится все хуже. Если один - двое из группы знают, чему равен синус нуля, то это уже хорошо. У многих за 6-10 классы вообще не остается никаких знаний ни по физике, ни по математике. Об этом же говорит и уровень тех, кто занимается на подготовительных курсах. Когда я задаю своим кружковцам какую-нибудь интересную задачу, девять человек смотрят куда-то в сторону, и только один-двое пытаются ее решить. Но были абитуриенты, которые решали почти все мои задачи. Это означало, что мне повезло: попался не просто способный, а талантливый ученик.

Если сравнивать уровень подготовки, то и у многих студентов на 3-4 курсе знания слабые. Но все-таки в каждой группе есть несколько человек, которые занимаются с интересом, и которых мы, конечно, стремимся по окончанию оставить в аспирантуре, а многие из них потом продолжают работать на кафедре.

- Сейчас говорят, что студенты не интересуются материалом. Как можно их увлечь в научной работе и нужно ли это делать?
По своему опыту могу сказать, что увлечь можно собственным примером. Мне этот пример показал мой учитель, член-корреспондент АН СССР Борис Сергеевич Петухов. Это человек, у которого было одно хобби – его работа. У нас на кафедре все профессора –выпускники кафедры, защищали свои докторские диссертации на кафедре. Пишут книги и учебники, по которым занимаются наши студенты, на основе опыта собственной работы.

Когда мы агитируем абитуриентов поступать на кафедру теплофизики, то подчеркиваем, что наша цель – подготовить научных работников. И если человек говорит, что его научная работа не интересует, то мы советуем ему не идти на теплофизику. И все-таки из каждой группы теплофизиков научной работой по серьезному занимаются только 2-5 человек. И я думаю, что их можно увлечь только тем, что вместе с руководителем или в каком-то коллективе они будут заниматься интересной работой. Что значит интересная работа? Вот пример. Пару месяцев назад перед нами была поставлена задача обогрева автомобильных дорог. Оказывается, эта проблема становится все более и более актуальной, потому что в зимние месяцы (я не буду подробно объяснять) идет интенсивное разрушение шоссейных дорог, а образование гололедицы существенно увеличивает опасность автотранспортных аварий. Интересная это проблема или нет? Мне - интересна. Со мной над решением этой проблемы работает один студент и несколько человек из нашей группы в свободное от своей работы время тоже помогают. И таких новых интересных дел бывает в теплофизике немало.

Мы начинаем привлекать своих студентов к выполнению научно-исследовательских работ уже на третьем курсе, Даем им какие-нибудь, по началу, несложные задачи; постепенно сложность задач возрастает. Например, в настоящее время группа студентов третьего курса налаживает методику измерения с помощью термоанемометра профилей скорости на аэродинамической трубе. Почти все теплофизики на 3-ем курсе начинают прибиваться к какой-нибудь научной группе и обычно там они и «прирастают». Часть из них потом идет работать в банки и другие организации. Причем многие из них там имеют дело с компьютерной техникой, так как неплохо обучились этому в институте. Лучшие студенты поступают в аспирантуру. И наша кафедра отличается от многих других тем, что у нас нет серьезной проблемы, связанной со старением кадров. На кафедре работает 5 доцентов моложе 35 лет.

- То есть ваша кафедра довольно востребована?
Да. Но надо сказать, что выпускники всех кафедр сейчас становятся все более востребованными. Это связано с тем, что промышленность и техника России пошла, наконец, на подъем. И поэтому все организации, с которыми мы сотрудничаем: Институт высоких температур РАН, Курчатовский институт, другие академические и специализированные институты, - просят у нас инженеров-теплофизиков.

- Вы ведете международные сотрудничества?
Наша кафедра инженерной теплофизики всегда славилась своими успехами на поприще теплофизики. А в последние 10 лет жизнь вынудила нас освоить проблемы автоматизации научных исследований и различных технических процессов с использованием самого современного (на данный момент американского) оборудования. Поэтому профессором, заведующим кафедрой ИТФ Свиридовым В.Г. на кафедре создана фирма – АО ЦАТИ. Благодаря этой организации, к работе которой привлекаются сотрудники и студенты нашей и других кафедр, кафедра заключает большое количество договоров, выполняет работы, имеющие большое значение для оборонной техники, по созданию автоматизированных систем. Эта фирма хорошо известна не только в институте, но и в России. Она имеет тесные связи с двумя крупнейшими американскими фирмами – National Instrument и Hewlett-Packard, которые бесплатно снабжают нас довольно дорогим программным продуктом. Время от времени наши сотрудники, а теперь и студенты, выезжают на практику в США. Поэтому по финансовым показателям наша кафедра занимает в настоящее время второе место по МЭИ. Мы заинтересованы в том, чтобы хорошие головы оставались работать на кафедре. Фирма ЦАТИ позволяет сохранять кадры на кафедре, давая возможность молодым (и не только молодым) специалистам помимо выполнения интересной работы иметь приличный заработок.

- Насколько тесно вы общаетесь со своими студентами?
В каждую студенческую группу теплофизиков кафедра назначает куратора, который помогает студентам в учебе и, нередко, в решении жизненных проблем. Еще более тесным становится общение преподавателей со студентами на старших курсах. Также кафедра помогает выпускникам при устройстве на работу. Многим студентам, которые, будучи абитуриентами, посещали мой кружок, я помогаю по физике и математике на младших курсах, привлекая к научной работе. Это контакты также становятся более тесными на старших курсах. Моя философия такая: надо относиться к людям так, как ты хочешь, чтобы относились к тебе. Говорят, это в Библии написано. Поэтому окружающим людям я стараюсь делать только хорошее. И к школьникам, и к студентам я стараюсь относиться уважительно, как к будущим специалистам. То же относится и к семейной жизни: чтобы семья была крепкая, надо стараться друг другу делать только хорошо и не делать плохо.

- Чтобы Вы хотели пожелать студентам?
По этому поводу мне хотелось бы рассказать небольшую предысторию. Меня поразило, что когда я объяснял первокурснику, что лекции по разным предметам надо записывать в разные тетради (так как блочные листы путаются и теряются, в результате чего не удается хорошо подготовиться к экзамену), он ответил, что будет все записывать в одной тетради, как все. Теперь я всем первокурсникам привожу этот пример и говорю: «Как можно в 18 лет человеку стараться быть как все? Надо стремиться быть лучше всех!». Поэтому мои пожелания: стараться быть лучшее всех, учиться так, чтобы потом знания не исчезали из памяти сразу после сдачи экзамена.. Я сейчас могу решить любую задачу 1-2-го курса по физике, математике, сопромату. Хотя мне неудобно этим хвастаться. Я ведь себя помню: хотелось быть выдающимся как Ньютон! По-моему, нет ничего хуже для студента, чем стараться быть как все!

[ наверх ]
Copyright © 2018 РОО "Клуб выпускников МЭИ (ТУ)". Все права защищены.
Интерактивная карта посещений Auditoriya.Ru

Адрес: Москва, ул.Красноказарменная, д.17, А-222 телефон/факс: +7(495) 362-7601; e-mail:

Яндекс цитирования Rambler's Top100
Клуб Выпускников База Выпускников Работа и Карьера Фотогалерея Музей МЭИ Союз Cтуденческих Cтрядов Форум Главная Новости Интернет-МЭИ Поиск Гостевая книга Карта сайта Auditoriya.Ru